Основные симптомы неисправности турбины
1. Потеря мощности двигателя
Исправный турбокомпрессор обеспечивает значительный прирост полезной мощности автомобиля без необходимости увеличения объема цилиндров. Потеря мощности двигателя – одна из основных причин, свидетельствующих о поломке турбины. Диагностировать данную неисправность можно самостоятельно, без соответствующих навыков и опыта.
Так, если при нажатии на педаль газа, автомобиль слишком медленно начинает набирать скорость (по сравнении с тем, как это было раньше), то это может говорить о наличии неисправностей с турбиной. Чтобы произвести диагностику, необходимо завести двигатель и провести соответствующую оценку уровня мощности ДВС.
В большинстве случаев, если наблюдается значительная потеря мощности двигателя, то это свидетельствует именно о проблеме с турбиной. Однако потеря мощности не всегда связана с неисправностью турбокомпрессора автомобиля, поэтому для установления причины важно провести своевременную диагностику, чтобы предотвратить возможные негативные последствия в будущем (дорогостоящий ремонт).
2. Синий дым
Синий дым – это один из самых ярко выраженных симптомов, указывающих на наличие проблем с турбокомпрессором. Чадный дым появляется в результате износа отдельных конструкционных элементов турбины. Синий дым из выхлопной трубы свидетельствует о попадании смазывающей жидкости (масла) в цилиндры ДВС. Цвет дыма может быть не только синим, но и бело-голубым, насыщенно-синим. Важно заметить, что оттенки так называемого «масляного дыма» могут быть самыми разнообразными.
Вначале, синий дым может быть заметен только при высоких оборотах двигателя, а в последствие, при игнорировании проблемы, машина начинает дымить и на холостом ходу. Помимо наличия дыма, неисправность сопровождается повышенным расходом масла. Важная отличительная черта синего дыма из выхлопной трубы заключается в том, что он не рассеивается в воздухе, как это обычно бывает с паром (при прогреве ТС).
Некачественные смазывающие материалы, естественный износ элементов ДВС, нарушение герметичности, наличие механических повреждений – причины, в следствие которых может появиться синий дым из выхлопной трубы.
3. Расход масла
Большой расход масла – еще одна из причин, которая может быть вызвана наличием проблем с турбиной. При естественном износе либо выходе из строя отдельных деталей турбины, теряется мощность автомобиля и появляется необходимость добавлять моторное масло через каждую 1 тысячу километров пробега (порой чаще).
Чтобы диагностировать причину повышенного расхода смазывающей жидкости (масла), рекомендуется проверить герметичность всех соединений, а также проверить отсутствие утечек воздуха от впускного патрубка до фильтра.
Перегрев турбокомпрессора, некачественное масло, естественный износ, механические повреждения – причины, которые приводят к выходу из строя турбины и увеличению расхода масла. Повышенный расход масла – один из основных симптомов, указывающих на наличие проблемы с турбиной. Чтобы точно диагностировать причину повышенного расхода масла, необходимо провести визуальный осмотр турбины на наличие возможных проблем.
4. Турбина шумит
Посторонние звуки и шум турбокомпрессора – это симптомы, указывающие на возможное наличие серьезных неисправностей. Чтобы выявить причину шума, нужно в первую очередь определить тип звука.
При нормальной работе ДВС, шум турбины в салоне автомобиля не должен быть слышен вообще. При открытом капоте, автомобили с большим пробегом, в частности с дизельным ДВС могут издавать характерный, негромкий шум.
Турбина шумит при увеличении оборотов, а основная причина построенного звука в таком случае – наличие мусора и грязи в корпусе, которые при работе попадают в сечение воздушного канала.
Если при увеличении оборотов двигателя не увеличивается уровень шума, то это может свидетельствовать о наличии других проблем, не связанных с турбокомпрессором. Если же шум исходит из турбины и он прямо пропорционально увеличивается при увлечении оборотов ДВС, тогда можно говорить о наличии более серьезных проблем, которые нуждаются в дополнительной диагностике.
5. Турбина свистит
Зачастую, владельцы ТС с турбированным ДВС сталкиваются с ситуацией, когда при работе нагнетателя слышен характерный свист. В действительности, даже абсолютно новый турбокомпрессор издает шум, однако он практически незаметен при нормальной работе.
Со временем уровень шума постепенно увеличивается за счет накапливания различных отложений в корпусе турбины, которые попадают в сечение воздушного канала и провоцируют возникновения негромкого свиста. Наиболее часто такое явление встречается на дизельных автомобилях с большим пробегом. В таких ситуациях, свит проявляется как будто из глубины и незначительно увеличивается при повышении оборотов двигателя.
Чтобы точно определить, что свист издает именно турбина, нужно проверить изменение звука свиста при увеличении оборотов.
Если свист достаточно громкий, появляется в момент разгона и движения, то это может свидетельствовать о наличии более серьезной поломки. Разгерметизация и наличие мусора в корпусе турбины – наиболее частые причины возникновения свиста. Если при увеличении оборотов характер свиста не меняется, то скорее всего причина свиста кроется в другом.
6. Вибрация
Вибрация турбины – это одна из наиболее опасных проблем с турбокомпрессором. Вибрация турбины возникает в случаях, когда прохождение «зоны критических частот» происходит слишком медленно. В таких ситуациях, автовладельцы могут заметить чрезмерное увеличение вибрации турбины. Повышенная вибрация турбокомпрессора может вызвать разрушение маслопроводов, трубок конденсаторов, водоводов, подшипников и других элементов турбины.
Чтобы диагностировать отклонение вибрационного состояния турбокомпрессора, обычно проводят двойную амплитуду колебаний корпусов подшипников, измеряя вибрацию в поперечном, продольном и вертикальном направлениях.
Если во время повышения частоты турбины появляется чрезмерная вибрация, необходимо прогреть турбокомпрессор, после чего произвести набор частоты. Если проблема не исчезнет, то это может свидетельствовать о наличии серьезных неисправностей
Чтобы выявить возможную причину появления вибрации турбины, используют систематический контроль в течение определённого промежутка времени при разных условиях работы турбокомпрессора.